Первое электрическое освещение в Москве

Электрическое освещение площади храма Христа Спасителя и Каменного моста представляла первую пробу этого рода освещения для Москвы.

 

В начале 1880 года на установку электрического освещения товариществом "Яблочков - изобретатель и К." был взят подряд от городской администрации.

С жестким условием, все работы по освещению площади по системе Яблочкова должны быть закончены до середины августа. Но условие это не было выполнено, и все то, что было сделано до этого срока, осталось в руках Московской городской администрации. Однако и сделано было Яблочковым сравнительно не много, он успел привезти паровые машины и установить их на место, кабель за недостатком времени он прокладывать не решился.

После Яблочкова подряд на установку освещения был передан обществу "Электротехник". Работу начали с ноября 1880 года, и принялись за дело энергично, в один месяц были выполнены земляные работы, и к весне по всей площади перед храмом был проложен кабель. Подсоединив паровые машины, общество "Электротехник" приступило к усовершенствованию дифференциальной лампы Чиколева. Над этой лампой работали долго, и в январе 1883 года была назначена экспертиза от городской администрации.

Но и на этот раз с отрицательным результатом, на второй день экспертизы сгорела изоляция у динамоэлектрической машины, разорвался ремень у паровой машины, и кроме того, сгорели провода у катушек дифференциальной лампы. Таким образом, весь проложенный кабель со всеми приспособлениями и коммутатором перешло в собственность Московской городской администрации.

В марте 1883 года городская администрация предложила доделать электрическое освещение перед храмом на коронацию Александра 3.

Господин Ребиков взялся за устранение вышесказанных неисправностей, и к 15 мая 1883 года временное электрическое освещение заработало. Но только после коронации были начаты работы по капитальной установке электрооборудования.

Прежде всего, был вырыт кабель и уложен глубже, с целью устранения повреждений, как от промерзания земли, так и от езды экипажей. Прокладка кабеля была окончена к концу сентября 1883 года, причем пришлось делать 24 соединения проводов. Наращивание делалось подобно тому, как они производились при прокладке телеграфного кабеля через Атлантический океан, качественно, по новым технологиям того времени. К 10 октября были закончены все работы и назначена экспертиза. Условия экспертизы требовали 7 дней работы, по 12 часов ежесуточно, и одни сутки 16 часов, как возможно максимальное число часов при зимнем освещении площади.

Таким образом, 17 октября 1883 года полностью рабочее электрическое освещение у храма Христа Спасителя перешло в распоряжение городской администрации.

В мастерской автономного электрического освещения находилось две паровые машины, два паровых котла, два возбудителя и две динамоэлектрических, или световых машины как их называли в то время.

По теоретическому расчету каждая динамоэлектрическая машина с возбудителем должна работать на 24 лампы, силой по 400 свечей, но на самом деле каждая динамоэлектрическая машина вырабатывала ток на 16 ламп, по 307-350 свечей, как показало фотометрическое измерение на углях, которые были изготовлены в мастерских Сименса. Сила расчетного тока в цепи должна быть 12 ампер, но по измерению электрическим динамометром ток превышал 13 ампер.

Ток, возбуждающийся в динамоэлектрических машинах, идет по изолированным проводам из медной проволоки в выключатели, и далее в коммутатор, с помощью которого он направляется в желаемую цепь. Из каждой световой машины того времени шли две цепи, несущие по 8 ламп, таким образом, в коммутатор попадали 4 цепи которые, пройдя через лампы, и далее по обратным кабелям направлялись в соответствующие динамоэлектрические машины.

Длина всех входящих четырех цепей и двух обратных составляла более 5 верст.

Площадь поперечного сечения кабеля была 15-18 квадратных миллиметров.

По расчетам того времени, на освещение затрачивается 39 паровые лошадиные силы при тридцати двух лампах. Из них 7 паровые лошадиные силы затрачиваются на вредное сопротивление в самих машинах, а 32 паровые лошадиные силы на прохождение тока по кабелям и в лампах. Причем полезная работа в лампах составляет 27 паровые лошадиные силы, а пять, нужны для прохождения тока по проводам. Все машины и дифференциальные лампы были произведены в мастерских Сименса и Гальске.

Освещение у храма Христа Спасителя продолжалось ежедневно по 12 часов в ночное время.

Все машины перед началом освещения тщательно осматривались, и промывались керосином, и вытиралась медная пыль.

Как видим, электрическое освещение на площади храма Христа Спасителя не легко досталось выдающимся изобретателям конца 19 века.

 

Вы находитесь на сайте Myresurs.ru - Всё о недвижимости, раздел - историческая справка.



На заметку

Подписаться на новости

Ваш email:

Цитата

Наверх

Армавирская Доска объявлений "Myresurs.ru".©Все права защищены.